Брюссель нашел новый способ распространить требования Третьего энергопакета ЕС на «Северный поток — 2». Еврокомиссия решила включить морские трубопроводные участки в список объектов, подконтрольных этим правилам. Ранее они действовали только в отношении сухопутных маршрутов. Как полагают эксперты, в результате ЕС получил право запретить «Газпрому» использовать мощности «Северного потока — 2» в полную силу. Такой сценарий грозит привести к снижению его рентабельности и падению интереса инвесторов к этому проекту.
фото: from-ua.com
Об одобрении документа, распространяющего условия Третьего энергопакета на морские газопроводы, заявил вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович накануне рассмотрения этого вопроса на заседании ЕК. Требуемые поправки внесены в Газовую директиву Евросоюза.
Это решение позволит Брюсселю регламентировать эксплуатацию «Северного потока — 2», который будет проходить по дну Балтийского моря. Ранее европейским властям были подконтрольны преимущественно сухопутные трубопроводные маршруты.
О Третьем энергопакете газовый рынок нашей страны знает не понаслышке. Именно он служил препятствием полноценному использованию мощностей газопровода OPAL — сухопутному ответвлению действующего с 2011 года экспортного маршрута «Северный поток». «Газпрому» было запрещено заполнять эту трубу более чем на 50%. Остальное было зарезервировано для независимых поставщиков «голубого топлива».
Поскольку таковых практически не было (газопровод был рассчитан и построен, в первую очередь, с учетом российских интересов), долгое время он был заполнен только наполовину. Удовлетворять запросы европейских покупателей «Газпрому» приходилось за счет других экспортных каналов, в том числе украинской газотранспортной системы. Это приводило к убыткам. Как признался глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, в 2017 году из-за временного простоя OPAL его страна дополнительно заработала $300 млн. Только в августе 2017 года «Газпром» получил право на заполнение еще 40% мощностей «Северного потока».
Теперь этот газопровод снова оказался под ударом. Как отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, решение Еврокомиссии позволит перенаправить тарифы на транспортировку газа по «Северному потоку», которые «Газпром» сейчас платит своей швейцарской «дочке» — оператору трубопровода, в третьи руки. Фактически, эти деньги будут следовать в казну ЕС или доставаться выбранным Брюсселем европейским компаниям. Речь идет о сумме до $1,2 млрд в год.
Однако главная цель изменения законодательства ЕС, скорее всего, заключается в попытке давления на участников проекта по строительству газопровода «Северный потока — 2» для их отказа от финансирования трубопровода. По словам Шефчовича, Еврокомиссия продолжает требовать выдачи мандата на переговоры с Россией о создании специальной юридической базы для работы будущей газовой системы.
Эта база также должна подразумевать частичный доступ третьих сторон к прокачке «голубого топлива». Если, как и в случае с OPAL, на поставки «Газпрома» будет наложено ограничение в 50%, то рентабельность «Северного потока — 2» резко снизится. Этот маршрут аналогично своему предшественнику предусматривает единственного поставщика газа — Россию. Как полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, если «Северный поток — 2» окажется наполовину незаполненным, европейские компании, которые выступают в качестве соинвесторов строительства газопровода, могут утратить интерес к проекту и отказаться от участия в нем.
Впрочем, еще не все потеряно. Германия и Австрия, компании которых также согласились финансировать создание «Северного потока — 2», не раз выступали за то, чтобы требования Третьего энергопакета не распространялись на этот проект. Есть вероятность, что они будут и дальше настаивать, чтобы эта труба стала исключением из нового законотворческого решения ЕС.
Кроме того, России вполне по силам самостоятельно обойти условия Третьего энергопакета. Теоретически, наша страна может заполнить «Северный поток — 2» газом других российских производителей, которые в этой ситуации выступят третьими сторонами. Требование Европы в таком случае будут формально выполнено. Однако для этого России придется лишить «Газпром» монополии на экспорт «голубого топлива» из нашей страны. Несмотря на то, что подобная возможность обсуждается с начала 2000-х годов, окончательного решения в ее отношении так и не принято.
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал