Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко достигли мирного разрешения накалившегося в последние месяцы до предела энергетического конфликта. Минск согласился отдать долг за «голубое топливо», а Москва пообещала скидки на газ и возобновила поставки нефти союзной республике в полном объеме. Мы попросили экспертов оценить, кто и сколько выиграл или проиграл от реанимированной дружбы двух стран.
фото: kremlin.ru
О подробностях общения двух президентов читайте в репортаже «Лукашенко добился от Путина «газового рая» после шести часов переговоров»
Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития: «Многолетняя история российско-белорусских переговоров показывает, что по их итогам далеко не всегда можно однозначно сказать, кто вышел из них победителем, а кто потерпел поражение. Последняя встреча Путина и Лукашенко не является исключением. Обе стороны достигли определенных результатов — Москва получила предварительные гарантии возврата Белоруссией долга за поставки газа, а Минск добился возобновления импорта нефти в прежних объемах и скидок на «голубое топливо». Символично, что для достижения таких результатов потребовалась личная встреча президентов и переговоры в формате «один на один».
На какое-то время страсти вокруг тематики энергетического сотрудничества наших стран поутихли. Однако пока рано считать, что разрешены все конфликты, которые в последнее время возникали в экономических отношениях Москвы и Минска. Остается еще много вопросов, которые касаются, в частности, поставок в Россию белорусской сельскохозяйственной продукции, в том числе, молока, сыров и мяса, претензий нашего Роспотребнадзора и неконтролируемого транзита через территорию Белоруссии в нашу страну санкционных продуктов из Европы. Поскольку все эти вопросы так или иначе перекликаются, можно предположить, что потребуется еще не один раунд переговоров, чтобы их урегулировать».
Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности: «Нет причин ставить точку в российско-белорусском газовом противостоянии. Несмотря на определенные подвижки, все может вернуться на прежние места.
Москва в конце прошлого года уже говорила Минску, что готова пойти на уступки в этом споре. Белоруссия тогда также подтвердила готовность возвратить накопившийся долг за газ в размере $726 млн. Россия давала добро на применение механизма межбюджетной компенсации, средствами от которой Белоруссия могла бы компенсировать потери бюджета, и в следствии чего снизить цены на газ для своих национальных потребителей.
Москва также соглашалась восстановить поставки нефти в полном объеме по беспошлинной схеме, что давало бы Минску возможность дополнительно заработать на экспорте переработанного сырья. Кроме того, Россия пойдет на рефинансирование (погашения старых обязательств за счет предоставления новых кредитов) долга Белоруссии на сумму $750-800 млн, не связанного с конфликтом в нефтегазовой сфере. Имеются в виду межгосударственные кредиты, выданные по линии фонда ЕврАзЭс.
Но Лукашенко в последний момент пошел на попятнцю. Не исключено, что и сейчас, буквально по дороге из Москвы в Минск, он снова выкинет какой-нибудь фокус и примет решение, перечеркивающее достигнутые компромиссные варианты».
Владимир Фейгин, президент Института энергетики и финансов: «Главное, что извлекли обе стороны из последних переговоров Путина и Лукашенко, это достижение долгожданного перемирия и прояснения накопившихся вопросов. При этом ни Минск, ни Москва не потеряли лицо. Мы получили не только обещание по возврату долга, но и согласовали механизм поставок газа в Белоруссию на будущие годы. Теперь цены для союзного государства будут устанавливаться не на ежегодной основе, а поэтапно, по заранее проработанной системе.
Другими словами, Лукашенко больше не требует единовременного снижения тарифов на «голубое топливо» до внутрироссийского уровня. Это будет происходить постепенно, и цены, как и планировалось, сравняются в рамках создания единой торговой зоны, к 2025 году. Минск, в свою очередь, вернул себе в полном объеме поставки нефти — 24 млн тонн в год (реэкспорт российской нефти, поставленной на беспошлинной основе, и продажа за границу продуктов ее переработки дает Минску дополнительный ежегодный доход на сумму $1-1,25 млрд — «МК»).
При этом неправильно говорить, что Москва пошла на поводу у Минска и в очередной раз предоставила ему безвозмездные преференции. Мы сами стремились к интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Хотя завершения этого процесса ждать еще долго, его участники двигаются навстречу друг другу. Поэтапное снижение цен на газ — это своеобразная «дорожная карта», которая будет способствовать дальнейшему прогрессу в наших отношениях. Минск может сколько угодно тормозить различные процедуры и грозить разрывом достигнутых договоренностей. Однако порвав с ЕАЭС, Лукашенко придется расстаться с возможностью в итоге получить желаемую стоимость газа. Для его страны тогда не будут действовать условия единого рынка капитала, товаров и услуг. Бесплатного белорусского Brexit наша страна не допустит».
Андрей СУЗДАЛЬЦЕВ, замдекана факультета мировой экономики НИУ ВШЭ: «На уступки Россия особо не пошла. С самого начала у российской стороны была жесткая позиция именно по газово-нефтяному конфликту. Россия поставила условие: только после возвращения всей суммы долга Белоруссия может рассчитывать на возобновление поставок сырья в полном объеме, в размере 24 миллионов тонн. Вчера об этом и договорились. Скидка, которую так хотела белорусская сторона, будет обговариваться отдельно и вступит в силу только с 2018 года, а деньги надо вернуть уже сейчас. К слову, я обратил внимание, что белорусская пресса не употребляет слово «долг». Журналисты продолжают считать, что их страна ничего не должна России.
Второй момент: учитывая, что Белоруссия стоит на грани дефолта и не может обслуживать российский кредит, наша страна пошла ей навстречу и согласилась рефинансировать его. Проще говоря, Москва даст Минску новый кредит для закрытия старого долга — чистых денег Белоруссия так и не увидит. Единый рынок нефти и газа между странами будет создан лишь к 2024 году.
Кроме того, фактически Александр Лукашенко отказался от своей идеи преследовать Россельхознадзор в лице его руководителя Сергея Данкверта, с которым у него возник конфликт на фоне запрета поставок мясных продуктов из Минской области. Как мы помним, Данкверт отказался от посещения Белоруссии и советовал воздержаться от этого своим подчиненным.
Последний вопрос — относительно границы между странами — насколько я понимаю, так и не был решен.
Я считаю, что России с большим трудом, но удалось вернуть Белоруссию в рамки договорной системы и убедить их, что условия контрактов надо соблюдать».