Анкара намерена ввести экспортную пошлину в 130% на российскую пшеницу, кукурузу и подсолнечное масло. Такой сомнительный реверанс Турция делает в обмен на согласие России возобновить закупку у нее лука, цветной капусты и брокколи. Как считают эксперты, правительство Реджепа Эрдогана хочет добиться, чтобы в этом списке также фигурировали и помидоры, эмбарго на импорт которых наша страна до сих пор не сняла. Впрочем, на официальном уровне эту инициативу Анкара не подтверждает. Однако все предпосылки налицо: с 15 марта Турция прекратила выдавать лицензии на беспошлинный ввоз российских зерновых продуктов, чем дала понять, что готова к очередному раунду торговой войны с Москвой. Российская сторона пока занимает нейтральную позицию, утверждая, что с легкостью найдет покупателей на других рынках. Правда, для этого придется побороться с конкурентами.
фото: Александр Астафьев
Большинство товаров, которые Россия экспортирует на турецкий рынок, уже давно облагаются пошлиной в 130%. Исключениями являлись пшеница, кукуруза и ряд зерновых. В середине марта ситуация, судя по всему, изменилась. Как заявила Национальная ассоциация экспортеров сельскохозяйственных продуктов РФ, Турция перестала выдавать лицензии на перечисленные товары и тем самым вполне прозрачно намекнула: в будущем и они станут облагаться сборами, которые распространяются на все остальное.
Хотя турецкие власти и не выступили с официальным коммюнике по этому поводу, российские профильные ведомства начали ломать голову, куда деть объем зерновых, который был ориентирован на Анкару. Речь идет о довольно крупных объемах поставки. Турция занимает второе место по импорту российских зерновых и масличных культур. Ежегодно мы продаем туркам сельхозпродукции на $1,66 млрд, в том числе подсолнечного масла — на $431 млн, пшеницы — на $424 млн и кукурузы — на $127 млн.
Как заявила официальный представитель Россельхознадзора Юлия Мелано, пошлина в 130% на ввоз зерновых неприемлема для России. Следовательно, если сообщения об отмене льготных поставок подтвердятся, нашей стране придется искать другие рынки для сбыта. Выбор есть. Как полагают эксперты, Россия могла бы увеличить свой экспорт, например, в Египет или другие государства Ближнего Востока.
Однако, как утверждает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, это будет довольно непростой путь. «Придется бодаться с конкурентами, в том числе дисконтировать, чтобы получить дополнительные объемы для сбыта. В деньгах мы, конечно, потеряем, но не очень много, — отмечает эксперт. — Можно говорить о снижении общего экспорта в пределах 1 млн тонн». Турция же рискует пострадать гораздо больше, чем Россия. «Заместить российскую пшеницу турки могут немецкой или еще какой-нибудь. Но обойдется она им дороже, чем наша», — отмечает Злочевский.
Тем не менее известие об отмене беспошлинного ввоза очень неприятно для отечественных аграриев. Правда, не катастрофично. «В прошлом году было собрано 73,3 млн тонн пшеницы, а в Турцию отправлено только 2 млн тонн (2,7%), — поясняет член Российской торгово-промышленной палаты Анна Вовк. — У нас есть возможность наладить поставки в Китай. Однако для этого необходимо модернизировать собственное производство: китайцы привыкли закупать зерно в мешках. У нас же зерно поставляется врассыпную».
Тем не менее расслабляться не стоит. Как полагает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, при реализации самого неудачного сценария российский АПК недополучит порядка 30–35% прибыли.
Впрочем, не исключено, что возобновление российско-турецкой торговой войны будет подавлено в зародыше. Правда, для этого нашей стране придется пойти на некоторые уступки. В частности, снять эмбарго на импорт томатов (потери Анкары от этого запрета составляют $500 млн ежегодно), так как именно это, по словам аналитиков, является причиной нынешнего конфликта. Однако пока Россия к этому не готова. Как говорит глава Минсельхоза Александр Ткачев, «эту нишу мы должны занять сами и кормить российский народ овощами российского производства».