Песенный цикл «Дневник исчезнувшего», написанный Леошем Яначеком в 1919 году, идет на малой сцене Королевской оперы Лондона – театра Линбери в постановке бельгийского режиссера Иво ван Хоува (Ivo van Hove).
- Классическая музыка
- Концерты
Это сложная театрально-музыкальная драма для тенора, меццо, трех женских голосов и фортепиано, в которой рассказывается история юноши, влюбленного в молодую цыганку и решившего покинуть деревню и бежать с ней.
Ван дер Грин, вдовец и он же, но в молодости — тенор Эд Лайон
Но Иво Ван Хоув многое меняет. Он добавляет пять дополнительных песен для Зефки (меццо-сопрано Мари Хамард), написанных бельгийским композитором Аннелис Ван Парис (Annelies Van Parys), и включает отрывки из переписки Яначека с Камиллой Стёсловой, которые прочитываются актером (Wim Van der Grijn), по сути — самим Яначеком, который и является главным героем этой истории.
Эд Лайон и Зефка в исполнении меццо-сопрано Мари Хамард
Декорации — современная фотостудия, где Ван дер Грин, вдовец, который смог «отдать только половину своей любви жене», рассматривает фотографии Зефки, которая и сейчас, на склоне жизни, составляет смысл его жизни, и представляет, каким был бы мир, если бы он в молодости принял вызов и остался с ней. Роль главного героя в молодости исполняет тенор Эд Лайон (Ed Lyon).
Эд Лайон и Зефка в исполнении меццо-сопрано Мари Хамард
Неожиданно, потому что ожидаешь той, оригинальной версии, которой бы более подошли надрывные, тягучие песни, а видишь — нечто другое. Не все работает в этой постановке, есть вопросы, на которые создатели не смогли ответить, а потому стремление фотографа к своей модели, Зефке, не создает той, оригинальной и понятной, по Яначеку, драмы. Тревожно, эротично, но – непонятно!
Но интерпретация Ван Хоува, которую сопровождала музыкальная партитура Яначека, была спета и сыграна красиво.
Людмила ЯБЛОКОВА