Сергей Жуков на черном фоне, несколько выразительных женских лиц, грустная песня. Вполне возможно, что видео на «Расскажи Мне» стало для группы «Руки Вверх» первым клипом, который можно назвать минималистичным. Специально для «Звуковой Дорожки» Сергей Жуков пояснил новый подход к съемкам и вспомнил несколько видеоклипов, которые в сочетании с хитами группы, уже стали классикой жанра.
Мужской гимн на карантине
Ролик на песню «Расскажи Мне» — типичное дитя пандемии. Изначально у Сергея Жукова и его команды были совершенно другие, весьма грандиозные виды на этот клип. Планировалось участие кинозвезд и полномасштабное производство с прицелом на волну обсуждений в социальных сетях. Заразный форс-мажор отменил съемку большого кино, но песню нужно было все равно выпускать, поэтому первоначальную идею клипа пришлось менять на что-то более скромное, но все же отражающее настроение песни.
— Вообще песня задумывалась как мужской гимн, — рассказал в беседе с «ЗД» Сергей Жуков. — Принято думать, что только девчонки любят вспоминать своих бывших, звонить им, сравнивать их с кем-то, а мужчины переживают расставания гораздо проще. На самом деле у мужиков в шкафах тоже огромное количество скелетов, но из-за своей гордости мы своим бывшим не звоним. Хотя у любого мужчины была ситуация, когда его бросали, и он от этого страдал гораздо сильнее, чем можно себе представить. И вот я от своего лица обо всем этом рассказываю. А для более яркой визуализации грусти, которая есть в этой песне, мы показали еще и разных женщин, которые по своему переживают свои драмы. Актрисы, певицы, телеведущие, блогеры — я сам звонил своим знакомым и предлагал им самим снять себя на телефон. Согласились Кристина Асмус, Ольга Бузова, Регина Тодоренко, Ида Галич и еще девять девушек. Иногда доходило до какой-то бытовухи, девушки говорили: «Я никуда не выхожу из-за карантина, поэтому не могу ни подстричься, ни нормально накраситься». В итоге кто как мог, так себя и снял. И получилось очень искренне, потому что нет ничего лишнего…
На фоне других клипов группы «Руки Вверх»подобное «ничего лишнего» выглядит конечно верхом скромности. Но именно после того как «Расскажи Мне» был обнародован у Жукова появился повод по-другому посмотреть на свои видео-блокбастеры.
— Раньше мне казалось, что если уж снимать, то нужно копить на крутой продакшен, привлекать большую группу, чтобы потом все сказали: «Вау, какой клип!», — вспоминает музыкант. — Так у нас было с видео на песню «Я Больной Тобой». Сюжет про зомби, специальный киношный грим, литры крови, месяц подготовки, три дня съемок, сто двадцать человек массовки, бюджет больше шести миллионов рублей. Но по количеству лайков он не очень отличается от «Расскажи Мне», которому всего две недели, а бюджет на съемки был в тридцать раз меньше. Так что хороший клип не обязательно дорогой. Мы даже задумали сделать народную версию клипа «Расскажи мне». В соцсетях нам посылают все больше и больше видео, где зрительницы снимают себя, свои глаза также как звезды в нашем клипе. Хотим призвать их делать это и дальше, а из самых искренних кадров смонтирум новую версию клипа.
История в картинках
Видеография «Руки Вверх» вызывает стойкие ассоциации с ярморочным изобилием. Хиты группы позволяли разгуляться фантазии режиссеров и в результате у песен появились видео-сопровождения самых разных жанров: от подростковых страданий до кинокомедий и фильмов ужасов. Иногда сюжеты были плюшево-романтичными, иногда откровенно скандальными. Мы выбрали несколько клипов, которые знают, кажется, абсолютно все, и попросили Сергея вспомнить как они снимались.
«Малыш» (1997)
Первый большой хит «Руки Вверх». Главная особенность трека заключалась в том, что вокал в нем детский, поэтому в видео Сергей Жуков и Алексей Потехин — не самые главные герои.
— С этим клипом связана очень забавная история, — вспоминает Сергей. — Его придумали, в общем без нас, а нам было сказано приехать на «Мосфильм» в определенный день и время, и чтобы один был в желтой куртке, а другой в красной. Первый наш клип, мы в воодушевлении, приезжаем на съемки и просим сценарий. А нам говорят: «Встаньте вот сюда перед тряпочкой, теперь серьезно посмотрите в камеру, сделайте жест рукой, и потанцуйте вправо-влево. Снято, спасибо, до свидания!» Вот и все наши съемки. Главным героем там был мальчик и с актером на эту роль сложилось не сразу. Сначала вроде бы нашли подходящую кандидатуру, но потом он не смог сниматься. В итоге режиссер привел на съемки своего маленького сына. Ребенок плакал, капризничал и все это осталось в видео. А потом наложили простенькую графику и получился наш первый клип. Причем он вышел сразу на центральных каналах, и на следующий день после премьеры мне наверное позвонили все, кто мог. Тогда после показа клипа можно было проснуться знаменитым…
«Крошка Моя» (1998)
Песня моментально стала почти народной, поэтому клип для нее можно было не снимать. Появился ролик можно сказать случайно, как и сюжет, в центре которого армейские будни.
— У нас эта песня ну никак не ассоциировалась с темой армии, — говорит Сергей. — Но журналисты программы «Армейский магазин» рассказали нам, что «Крошка моя» стала строевой песней, под нее маршируют во многих военных частях страны и даже показали соответствующее видео. Наверное это и подтолкнуло нас подумать о клипе именно про солдат. В одной из десантных частей нас обеспечили всем необходимым и я в ходе съемок можно сказать прошел вместе с настоящими солдатами курс молодого бойца. Была и грустная история. В одном из эпизодов клипа я пишу письмо своей девушке, ко мне подходит высоченный солдат и одобрительно хлопает по плечу. Я запомнил этого огромного добряка, и когда мы приехали выступать в ту самую часть, спросил про него. И мне сказали, что он уехал на дембель и прямо в поезде его убили в пьяной драке. С тех пор я смотрю этот клип совершенно по-другому…
«Он тебя целует» (2002)
Молодой человек очарован девушкой, которая оказывается переодетым юношей. Большая часть видео посвящена процессу перевоплощения мужчины в женщину и снято все это очень натурально и дотошно. Клип вышел в 2002 году и в те времена подобные гендерные капризы воспринимались скорее с улыбкой, чем с проклятиями, как это принято сейчас. Тем не менее, у клипа был стойкий скандальный флер.
— Снимали мы этот клип с Алишером, который просто шикарен и как режиссер и как дизайнер. Хотя «снимали» — громко сказано, — вспоминает Сергей Жуков. — У нас в то время был жесточайший график, чуть ли не сорок восемь концертов в месяц, то есть иногда по два в день. Но снимать было нужно и Алишер сказал: «Не парьтесь, я все сделаю». Мы стали спрашивать, мол а как же мы в кадре. Но Алишер сказал, что это сейчас совершенно не модно. И вот мы приезжаем с гастролей, встречаемся с Алишером и он включает нам готовый клип. Здесь нужно уточнить, что есть две версии клипа, одну видели все, а другая осталась только у Алишера, и ее он нам показал. И вот мы смотрим на оральный секс главных героев в кустах и много чего еще, и наши лица белеют. Мы даже и представить не могли, что клип на эту песню можно может быть таким.
Я рад, что у нас есть такой клип. Толя Евдокимов (шоу-мен и руководитель травести шоу — прим. МК) там просто шикарный, и я его потом часто приглашал поучаствовать в наших шоу. Мне бы хотелось экспериментировать и дальше, пробовать что-то интересное, но таких сумасшедших творческих людей как Алишер, которые не боятся увидеть что-то по-другому, не так много.
«Когда Мы Были Молодыми» (2016)
В декорациях дома престарелых загримированные под пенсионеров Сергей Жуков, а также Шура, Андрей Григорьев-Апполонов из «Иванушек», Стас Костюшкин из «Чая Вдвоем», Алексей Рыжов из «Дискотеки Авария» и DJ Грув устраивают вечеринку для бабушек и дедушек.
— Это была большая серьезная работа. Всем делали специальные индивидуальные маски по контуру лица, мне грим наносили три часа и потом часа полтора снимали, — рассказывает Сергей. — Когда Рыжего из «Иванушек» наконец загримировали, он вздохнул и сказал: «Блин, ребята, два часа сорок минут и это все, что вы сделали. Я мог бы просто пару дней побухать, потом прийти на съемки и получилось бы то же самое». Так что артиста не обязательно гримировать, чтобы он выглядел старше, иногда он просто очень устает и все складывает само собой. А на съемках больше всего меня поразила реакция моей супруги Регины. Она час не могла ко мне подойти. Пугалась, плакала, уходила. Я ей говорил: «Дорогая моя, тебе лет через тридцать все равно придется меня таким увидеть!» Для нее это был прямо какой-то удар. Так что наша задумка удалась. И вообще эта песня стала нашим большим хитом, который на концерте всех разрывает, особенно тех, кому лет под сорок.
«Слэмятся пацаны» (2018)
С подачи Little Big и Александра Гудкова лидер “Руки Вверх” попал в видео новой эпохи, где, если использовать старые речевые обороты, стёб да стёб кругом. Скорее всего, Сергей не перевоплощался прежде в лидера секты, но, вопреки опасениям, выглядит он в белом пальто и черной шляпе среди слэмящихся жителей глубинки довольно убедительно. По крайне мере, по меркам клипов новой эпохи.
— У Александра Гудкова была идея до выхода клипа запустить вирусное видео, в котором нас крутит ОМОН и сообщается, что я создал секту, брал с людей деньги и так далее, — говорит Сергей. — Но мы решили не делать этого, потому что люди могли всерьез подумать, будто я обираю бабушек, заставляю продавать их квартиры. А что касается самой работы, то все получилось отлично. Как раз в то время вокруг Little Big начинали кипеть страсти после Skibidi, и их молодые поклонники познакомились и с нашей группой. Вообще, предложений от молодых артистов записать совместный трек, где мне нужно появиться и спеть несколько строчек из моего старого хита, поступает очень много. И чаще я отказываюсь. Ибо чаще всего мне предлагается там выглядеть нелепо. Потому что в представлении этих ребят, я до сих пор питаюсь жвачками Love is и развожу лимонад Yuppi. Но иногда я готов рисковать и выглядеть смешно, если клип тоже смешной и хороший. C Ильичем и Гудковым у нас это получилось.