Многие скажут: какая природа в городе? Запыленные деревца, цветы на клумбах? И как в таких условиях помочь ребенку научиться почувствовать живую связь с миром?
Если есть возможность показать ребенку настоящий лес или озеро, вывезти его на лето в деревню — просто замечательно. Но если такой возможности нет или появляется она нечасто — тоже не трагедия.
В понятие «природа» взрослый и ребенок вкладывают разный смысл.
Для маленького человечка и первые в его сознательной жизни набухшие весенние почки, готовые взорваться свежей зеленью, и воробьишка, купающийся в дворовой луже, и тонкая травинка, пробивающаяся сквозь Асфальтирование — все эти мелочи, такие привычные и незаметные для нас, взрослых — это самая настоящая природа.
Задача взрослого — не гасить первое детское эмоциональное впечатление от этих простых чудес, а поддержать и развить его.
Важно научиться восхищаться малым, повседневным: солнечными бликами на мокром асфальте, гибкостью ветки, склоненной под тяжестью снежного покрывала, сюрреалистичным цветом закатного облачного неба, совершенством снежинки, пойманной на темный рукав пальто…
Только на примере взрослого, вдохновленный его живой реакцией, ребенок научится видеть и понимать красоту окружающего мира, а это, в свою очередь, станет ключом к глубокому пониманию искусства, развитию эстетического вкуса.
Но уметь видеть и восхищаться мало. Следующий шаг: научиться ценить и беречь хрупкую гармонию живого. И тут важен пример взрослого. Правила просты:
Не стоит зря рвать цветы и ломать ветки. Можно любоваться ими, не причиняя вреда.
Не обижать даже самых маленьких созданий: муравьев, букашек, червей и гусениц. А вот помочь им, убрать с тропинки и посадить на листок — дело хорошее.
Сделать зимой кормушку на окне, покормить крошками голубей в парке — все это тоже уроки доброты и внимания к окружающему миру, которые ребенок, взрослея, перенесет и на мир человеческих взаимоотношений.